Работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует особого подхода, основанного на принципах инклюзивного образования и индивидуального подхода.
Трудоустройство студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России регулируется несколькими законодательными актами и имеет свои особенности. Процесс трудоустройства для них во многом аналогичен процессу для студентов без ОВЗ, но требует учета индивидуальных потребностей и возможностей.

Основные нормативные акты:
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 июня 2021 г. № 425 «О мониторинге занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства Российской Федерации в части квотирования рабочих мест для инвалидов».

Особенности трудоустройства студентов с ОВЗ:
1. Квотирование рабочих мест: Организации, обязаны предоставлять квоту для приема на работу инвалидов. Размер квоты зависит от численности сотрудников организации. Студенты с ОВЗ, имеющие соответствующую группу инвалидности, имеют преимущественное право на трудоустройство на эти квотируемые места.
2. Индивидуальный подход: при приеме на работу необходимо учитывать индивидуальные особенности здоровья и способности студента. Возможность выполнения определенной работы оценивается с учетом имеющихся ограничений. Работодатель не имеет права отказать в приеме на работу из-за наличия инвалидности, если студент способен выполнять обязанности, предусмотренные должностной инструкцией.
3. Адаптация рабочего места: Работодатель обязан обеспечить условия труда, соответствующие состоянию здоровья студента. Это может включать в себя адаптацию рабочего места (например, установка пандусов, специального оборудования, изменение распорядка дня), предоставление вспомогательных технических средств и т.д. Стоимость адаптации рабочего места, как правило, возмещается из средств Фонда социального страхования.
4. Специальные программы поддержки: некоторые организации и государственные программы предоставляют дополнительную поддержку студентам с ОВЗ при трудоустройстве, например, оплату проезда, обучение, стажировки и т.д.
5. Допуск к профессии: необходимо учитывать ограничения, которые могут быть обусловлены состоянием здоровья студента. Некоторые профессии требуют определенного уровня физической подготовки или отсутствия определенных заболеваний. В таких случаях может потребоваться прохождение специальной медицинской комиссии.
Процесс трудоустройства
Процесс трудоустройства студента с ОВЗ мало чем отличается от стандартного, за исключением необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих наличие инвалидности и потребность в адаптации рабочего места:

1. Поиск работы: студент может искать работу самостоятельно, либо обратиться за помощью к специалистам Центра карьеры Института.
2. Составление резюме: резюме должно отражать навыки и деловые качества, соответствующие требованиям вакансии, при этом не обязательно акцентировать внимание на наличии инвалидности (кроме случаев, когда это требуется в рамках квотирования).
3. Собеседование: на собеседовании студент должен продемонстрировать свои профессиональные качества и умения. Работодатель может задавать вопросы, касающиеся состояния здоровья и возможности выполнения работы, но только в контексте функциональных обязанностей.
4. Предоставление документов: помимо стандартного пакета документов, студент должен представить медицинское заключение, подтверждающее группу инвалидности и особенности состояния здоровья. Это необходимо для определения необходимости адаптации рабочего места.
5. Заключение трудового договора: после успешного прохождения собеседования и оформления документов заключается трудовой договор, в котором могут быть указаны условия работы, учитывающие особенности здоровья студента.

Важно помнить: дискриминация по признаку инвалидности запрещена законом. Студенты с ОВЗ имеют право на равные возможности при трудоустройстве и защищены законом от неправомерных действий работодателей.

Работа со студентами с ОВЗ – это сложный, но важный и благородный труд. Он требует терпения, внимательности, профессионализма и готовности к индивидуальному подходу. Главная цель – обеспечение равных возможностей для всех студентов в получении качественного образования и трудоустройства.